История зимних садов в мире

История комнатных и кадочных растений начинается в Древнем Египте. На египетских изображениях, которым более 3000 лет, можно увидеть маленькие деревья и кустики в каменных вазах и лотках. В многоквартирных римских домах — инсулах — подоконники делались настолько широкими, что на них умещались небольшие садики. Неотъемлемой частью богатого патрицианского дома был перистиль — внутренний сад, окружённый колоннадой. В таких садиках, как правило, выращивали травы и цветы (розы, фиалки, лилии), оформляя интерьер статуями и статуэтками. Несколько тысячелетий насчитывает также искусство бонсаи, зародившееся в Китае и получившее широкое распространение в Японии.

В XVI веке в Европе стали популярны померанцевые домики. Они были предназначены для выращивания цитрусовых: обитателями этих сооружений были померанцевые (апельсиновые) и лимонные деревья. Зимой 1240 г. в Кёльн прибыл голландский король Вильгельм, которому был устроен пышный приём в помещении, украшенном деревцами и кустарниками в полном цвету, словно летом.

Первый эксперимент по созданию зимних садов оказался удачным, и вскоре европейские монархи, стремясь перещеголять друг друга, заставляли садовников строить оранжереи и выращивать в них диковинные растения. Уже тогда лучшие садовники часто становились и конструкторами, и архитекторами, чтобы иметь возможность контролировать весь процесс создания и обслуживания оранжереи. В этих строениях с огромными окнами росли померанцевые (апельсиновые) и лимонные деревья. Поскольку в оранжереях часто устраивались празднества, растения всё чаще стали разводить в кадках. К самым знаменитым свидетельствам исторического культивирования цитрусовых относится выстроенная в Версале в период царствования Людовика XIV оранжерея, которая считается самой красивой в Европе. В ней и сегодня устраивают роскошные приёмы и праздники. С середины октября до середины мая сюда, как повелось с давних времен, помещают любимые растения Короля-Солнца, к которым относятся 650 апельсиновых деревьев. Температуру поддерживают на постоянном уровне, один раз в месяц деревья поливают вручную. Оранжерея ежедневно проветривается, чтобы снизить влажность воздуха. С середины мая кадки с деревьями вновь выносят на открытый воздух и размещают на площади 3 га.

В Германии самыми красивыми считаются оранжереи во дворце Сан-Суси в Потсдаме. "Анти-Версаль" короля Фридриха — одноэтажный, удлинённой формы дворец с двенадцатью высокими окнами-дверями, откуда монарх мог выйти прямо в сад. Фигуры смеющихся вакханок поддерживают карниз, придавая этой постройке с центральным овальным куполом в стиле рококо оттенок некоторой игривости.

Большой сад в Херренхаузен — гордость Ганновера. Замок, служивший летней резиденцией герцогам Ганноверским, был разрушен в 1943 г. Разрушения избежали два красивых здания — оранжерея и галерея. Летом здесь дают театральные и музыкальные представления, устраивают фейерверки. В конце XVIII — начале XIX вв. европейская мода на разведение цитрусовых стала утихать, ее сменила мода на тропические растения, привозимые моряками и путешественниками из дальних стран. Но и их нелегко было сохранить в новых условиях: родина растений была известна ботаникам лишь приблизительно, а об условиях роста можно было только догадываться. Даже семена многих растений не выдерживали условий долгих путешествий и теряли к моменту прибытия всхожесть. Цветоводство всё ещё оставалось уделом элиты.

В середине XIX столетия изменить ситуацию помогло одно, казалось бы, незначительное изобретение англичанина Натаниэла Уорда. Мистер Уорд очень любил тропические растения и посвящал им всё своё свободное время. В его коллекции было немало редких видов, привезённых со всего света. Все они прекрасно росли и цвели, но мистер Уорд был недоволен: ему казалось, что он мог бы достигнуть большего, но ему мешал насыщенный гарью воздух Лондона. Н. Уорд решил накрыть растения стеклянным ящиком. Он заметил, что в небольшой стеклянной камере даже нежные папоротники чувствуют себя лучше. Вскоре выяснилось, что, помимо защиты от гари и копоти, применение этого приспособления позволило поддерживать внутри стабильную температуру и высокую влажность воздуха. В таком контейнере можно было содержать даже те растения, которые считались непригодными к размещению в комнате. Весь цвет британского общества был взволнован этим открытием. В моду входит устанавливать "ящик Уорда" для содержания папоротников и другой экзотики в комнатах. В 1834 г. Уорд сконструировал первый "чемодан" для перевозки растений, который без опаски можно было установить на палубе корабля. Растения меньше нуждались в поливе и были защищены от солёных брызг и солнца. Теперь в Европу можно было без потерь привозить нежные тропические создания для дальнейшего содержания их в изысканных комнатных оранжереях (современных террариумах) в гостиных богатых домов.

Повальное увлечение экзотическими орхидеями в Англии приняло вид настоящей мании: на аукционах за них платили безумные деньги. Окна же простых горожан были заняты полезными растениями: лимонами, которые употребляли с чаем, столетниками, дарующими избавление от многих хворей, фикусами, очищающими воздух от копоти, и другими неприхотливыми, но нужными растениями. Со временем прямая польза уступила желанию украсить дом пёстрыми и резными листьями, красивыми и ароматными цветками. Их можно было раздобыть в ботанических садах и частных коллекциях. Дальнейшее разведение экзотических растений требовало особых условий: например, специальных отопительных систем.

Первые ландшафтные дизайнеры использовали для создания оранжерей конструкции большой площади из кирпича и камня с колоннами и непрозрачной, цельной крышей. В начале XIX века начали строить большие теплицы, которые отапливались при помощи труб горячим воздухом; они также были снабжены вентиляционными люками и приспособлениями для затенения. Первым грандиозным сооружением нового типа стал "Хрустальный дворец" (Crystal Palace), выстроенный в Англии в 1851 г. садовником и архитектором Джозефом Пакстоном. Со временем подобные сооружения стали строить по всей Европе.

В дальнейшем системы совершенствовались: появились стеклянные крыши, а оранжереи стали пристраивать к жилым домам, делая их частью помещения. Постепенно оранжереям стали выделять одно из главнейших мест в усадьбе. Они становились местом светских развлечений, поэтому вместе с растениями здесь размещались скульптуры, картины, мебель для отдыха, создавались искусственные гроты, водопады. Существовали и "общественные" зимние сады. Первый общедоступный зимний сад был создан в Лейпциге в 1820 году. Это была великолепная оранжерея с ботаническим театром и кофейней на 600 мест, где посетители могли любоваться 25 тысячами различных растений.

Заказать расчет

    Нажав на кнопку вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и Условиями предоставления услуг.